Latest News

дома » Интересное » Знакомимся — Мадам Рекамье

Знакомимся — Мадам Рекамье

235 лет тому назад в Лионе появилась на свет девочка Жюли. Миловидная и к тому же умница, она не оставила бы своего следа в истории, если бы не посетители ее парижского салона и не влюбленные в нее мужчины. Мадам Рекамье полностью соответствует афоризму, что женщину можно оценить по мужчине, которого она любит. Несмотря на сплетни, она любила и была любима. Не оставив потомства, госпожа Рекамье осталась в памяти многих людей.

Жюли родилась в среду 3 декабря 1777 года. На следующий день девочку крестили в приходской церкви Сен-Пьер-э-Сен-Сатюрен и нарекли Жанной Франсуазой Жюли Аделаидой Бернар (Jeanne Françoise Julie Adélaïde Bernard), но впоследствии она стала известной как Жюли или, госпожа Рекамье (Julie, или Madame Récamier). Первые два имени — Жанна и Франсуаза — имена крестных, имя Аделаида вошло в моду благодаря трагедии Вольтера. Юлия, или по-французски Жюли, — имя христианской мученицы V века, павшей жертвой короля вандалов Гензериха, особенно почитаемой на Корсике.

Она не сделалась ни писательницей и не играла в политику, подобно своей старшей подруге Жермене, знаменитой мадам де Сталь (Madame de Staël), но о ней не забывают и посвящают ей книги и статьи. При жизни ее портреты рисовали самые востребованные и талантливые художники своего времени Давид, Жерар и Гро. Она была красавицей, но при этом не была la femme fatale — роковой женщиной. И уж тем более не была красавицей безжалостной — La Belle Dame sans Merci. Госпожу Рекамье отличала доброта, доброжелательность к окружающим ее людям. Даже отвергнутые ею любовники, как литератор Бенжамен Констан (Benjamin Constant) и прусский принц Август, не возненавидели эту женщину.

Мадам Рекамье одинаково находила общий язык с влюбленными в нее юным Ампером (сыном великого ученого) и с немолодыми Баланшем и Констаном. Долгое время (почти 30 лет) у нее продолжалась связь с автором «Замогильных записок», виконтом Франсуа-Рене Шатобрианом (François-René, vicomte de Chateaubriand). В ее парижском салоне блистали самые гениальные писатели, классики мировой литературы: Ламартин, Стендаль, Мериме, Бальзак. В отличие от своей ветреной подруги мадам де Сталь, госпожа Рекамье не растратила часть своего дара на пустые любовные увлечения и политические интрижки.

24 апреля 1793 года невесте не исполнилось еще и 16-ти, а ее супругу, известному банкиру Жаку-Розу Рекамье, было уже 42, сыграли свадьбу. Ходили слухи, что жизнь финансиста в дни революции находилась в опасности и он пожелал, чтобы его капитал в случае смерти достался матери Жюли, в которую он был некогда влюблен. Имущество казненных на гильотине, за некоторым исключением, не подлежало конфискации — это ведь была не пролетарская революция, а буржуазная. Даже отношения между супругами биографы описывали как чисто отеческие. Фиктивные браки и разводы в ту поры не были редкостью во Франции.

Однако эти узы Гименея имели один существенный нюанс, который Проспер Мериме назвал «форс-мажором». Жак-Роз Рекамье был отцом своей юной жены Жюли. И она, оставшаяся после брака жить с матерью, об этом тоже знала. «Если брак был фиктивным, то не было и инцеста, — пишет французский биограф госпожи Рекамье, писательница Франсуаза Важнер (Françoise Wagener). — Жюльетта Рекамье не Ослиная Шкура, не принцесса, преследуемая отцом-извращенцем. Рекамье, напротив, осыпал ее щедротами, по малейшей просьбе она тотчас получала какие-нибудь платья цвета Луны или Солнца. Он баловал ее, как ребенка». И все-таки. В бурный период Директории, когда все высшее французское общество пустилось во все тяжкие и как грибы после дождя появлялись нувориши — мадам Рекамье не носила вызывающих бриллиантов, предпочитая украшать свой туалет скромными жемчугами. Добавим, детей у «супругов» не было. Остальное не наше дело.

Facebooktwitterredditpinterestlinkedinmail
 

Около

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: